Чем занять ребенка в дождливую погоду?

Начало жизни малыша- самое важное время, когда у молодых родителей возникает множество вопросов. Вместе мы найдем все ответы!

Модераторы: Женева, Joyful, Нямочка, Jolia

Аватара пользователя
Просто Юлия
Золотая легенда!
Золотая легенда!
Сообщения: 4086
Зарегистрирован: Вт апр 01, 2008 3:46 pm
Репутация: 0

Сообщение Просто Юлия » Чт сен 09, 2010 9:28 am

Eliber писал(а):Может у кого-то было такое? Что делали?
И вообще чем занимаетесь, играетесь с ребенком?

моей конечно больше 7, но проблема тоже стоит до сих пор. А что я делала, когда ей было 2?!

1. Для начала - детей больше интересует то что нельзя, чем можно. Любая каструлька на кухне будет в сто крат прикольнее новой машинки))) Если вам нужно делать домашнюю работу, то организуйте чтото для ребенка рядом с собой: стоите на кухне, значит обеспечьте там ему теплый коврик и дайте возможность делать чтото рядом с вами - я разрешала исследовать шкафчики( конечно же, опасных и потециально бьющихся вещей там у меня не было) Если нужно делать чтото в комнате, например глажка, вспомните как весело было играть в домики с подушками и покрывалами вам в детстве. Убрать это легко и быстро, а удовольствие ребенку огромное. Дети мечтают рисовать на стенах, но ведь нельзя! а почему никому в голову не приходит дать дитю рулон обоев (ну понятно если такие остатки есть в доме) и огромный маркер)))

И еще - старайтесь ему найти компанию. Берите дите соседкое что ли в гости.

2. Занятия для малышей. И ново и интересно и с мамой, и после такого дити устают от мам и уходят к старым любимым игрушкам.

попробуйте лепить из соленого теста (можно начинать с вашего возраста.)

вот советую подчерпнуть информацию и идеи тут - http://solo-nebo.narod.ru/deti-mk1.html

есть варианты с рисованием лепкой пластилина спортивные игры. Больше 20 минут они не занимают, как правило, но впечатление оказывают на долго.


3. Мультики. конечно не на целый день и смотря какие. К счастью есть сейчас развивающие и познавательные. Типа Энциклопедия Всезнайки, Уроки тетушки совы, Английский с хрюшей и степашкой. И пошло -поехало. И типа мультик, и типа чтото полезное. чтото да и отложится в уме ребенка.

по крайней мере для 5-6 летних - это лучший вариант чем тот же Шрек.
Девушки, учитесь готовить! Неважно за кого вы выйдете замуж, по-любому оно будет хотеть жрать!

DELEN

Аватара пользователя
_Sweet_
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 1969
Зарегистрирован: Вс ноя 25, 2007 12:30 am
Репутация: 0
Откуда: Северодонецк

Сообщение _Sweet_ » Чт сен 09, 2010 9:42 am

DELEN писал(а):К счастью есть сейчас развивающие и познавательные. Типа Энциклопедия Всезнайки, Уроки тетушки совы, Английский с хрюшей и степашкой. И пошло -поехало. И типа мультик, и типа чтото полезное. чтото да и отложится в уме ребенка.

по крайней мере для 5-6 летних - это лучший вариант чем тот же Шрек.
я своей включаю "Даша следопыт", сидит повторяет, запоминает, там и английскому немного учат. Вот идем как-то по улице, она говорит-купи мороженное, а грю-пошлили, а она -ммммм, дэлишззз :lol:

Аватара пользователя
Eliber
Новичок
Новичок
Сообщения: 96
Зарегистрирован: Вс сен 05, 2010 11:07 am
Репутация: 0

Сообщение Eliber » Чт сен 09, 2010 9:56 am

ZZZaya писал(а):Eliber, займитесь с ребенком прочтением книг, сам он читать не будет. в таком возрасте нужна компания, вы просто не хотите ребенком заниматься, так? правильно?

пазлы. дабы он заинтересовался ему нужно показать это

можно купить ему железную дорогу, не?
ZZZaya писал(а):ппкс
а еще ему нужно внимание мамы. ИМХО
Откуда такие выводы? Если уж говорите, то хоть прочитайте что я написала. Как раз то дело совершенно в другом - он все время со мной, все время! Я с ним занимаюсь всем чем угодно и на кухне и стирает он со мной и лепим и рисуем и разукрашиваем и читаем, но рулят у нас все же подвижные игры, хотя даже на площадке я от него ни на шаг не отхожу. Я уж просто настолько устала, так сильно хочется чтобы ребенок, как у других мам сидел себе и играл сам :D (вы не представляете, я даже, пардон, в туалет не могу сходить, он стоит под дверью и скулит или воет :o ) Но дело даже не в этом - у него совсем нету усидчивости и внимания, в квартире то бегать не будешь - надо как-то приучать к усидчивости, а как???
Железная дорога у нас есть. Сломал уже :D Он у нас все разбирает)))

Добавлено спустя 4 минуты 5 секунд:

Делен, все что вы написали мы делаем.
DELEN писал(а):3. Мультики. конечно не на целый день и смотря какие. К счастью есть сейчас развивающие и познавательные. Типа Энциклопедия Всезнайки, Уроки тетушки совы, Английский с хрюшей и степашкой. И пошло -поехало. И типа мультик, и типа чтото полезное. чтото да и отложится в уме ребенка.
У нас уроки тетушки Совы :D Но тоже ненадолго.
Он у меня чистый мальчуган, все что разбирать, отвертки, лампочки и т.д. это его. Недавно муж купил игрушку для детей от 5 лет - там надо электрическую цепь собрать, чтобы лампочка загорелась и все такое - вот это его увлекло на целый час, но сейчас уже все. А муж почти все время занят, а я то не могу с ним так играть...

Аватара пользователя
Кассия
Активист
Активист
Сообщения: 706
Зарегистрирован: Вт июл 27, 2010 10:31 pm
Репутация: 10
Откуда: Киев

Сообщение Кассия » Чт сен 09, 2010 1:50 pm

Я помню когда ко мне в гости приезжала двоюродная 8-летняя сестра и мне нужно было ее развлекать. Проблема сначала была в том, что мне нужно было научиться разговаривать с ней как со взрослым человеком, а по началу было одно сюсюканье (ну такая она хорошенькая была, так хотелось сюсюкаться).

Каюсь, было время когда я усаживала ее за комп, что бы немножко отдохнуть, или включала мультики, что бы поработать.

Но как-то пустился очень сильный ливень с градом, комп пришлось выключить. Тут на помощь пришел большой атлас. В нём были не только карты, но еще и красивые картнки с природой и животными из разных стран. Рядышком было описание. И вот мы весь вечер сидели с ней и разглядывали этот атлас. Я старалась, что бы мы не просто его разглядывали, а еще и обсуждали: где ей бы хотелось побывать, каких животных она бы боялась, какие ей понравились. Видела ли она их в зоопарке и т.д.

Кстати, для себя я тогда тоже много нового узнала.

Аватара пользователя
Avenue
Житель форума
Житель форума
Сообщения: 362
Зарегистрирован: Сб авг 28, 2010 11:20 pm
Репутация: 0

Сообщение Avenue » Чт сен 09, 2010 3:20 pm

Eliber писал(а):Откуда такие выводы?
Eliber писал(а):Блин - так охота, чтобы он уже сам себе сидел игрался с игрушками, а я могла бы хоть почитать!

Когда такое время наступает? Я хоть доживу до этого счастливого времени?
Eliber писал(а): Я уж просто настолько устала, так сильно хочется чтобы ребенок, как у других мам сидел себе и играл сам
вы это сами писали :P
я часть того, во что я верю...

*в прошлом ZZZaya*

Аватара пользователя
Белая пантера
Золотая легенда!
Золотая легенда!
Сообщения: 4488
Зарегистрирован: Вс дек 13, 2009 11:31 pm
Репутация: 0
Откуда: Одесса

Сообщение Белая пантера » Чт сен 09, 2010 3:26 pm

ZZZaya, я как раз автора очень хорошо понимаю.Когда ребенок с тобой 25 часов в сутки,хочется хоть пол-часа времени посвятить себе.Это ни в коем случае не говорит о том,что она мало времени уделяет ребенку или хочет от него отделаться. :)
Изображение
Каждый мнит себя стратегом,наблюдая бой со стороны.
МУЖЧИНА ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ЖЕНЩИНЕ ТРИ СЛОВА: ЛЮБЛЮ, КУПЛЮ, ПОЕДЕМ!!!

Аватара пользователя
Avenue
Житель форума
Житель форума
Сообщения: 362
Зарегистрирован: Сб авг 28, 2010 11:20 pm
Репутация: 0

Сообщение Avenue » Чт сен 09, 2010 3:33 pm

Белая пантера, согласна :) в этом возрасте дети еще спят днем :pardon:
я часть того, во что я верю...

*в прошлом ZZZaya*

Аватара пользователя
Белая пантера
Золотая легенда!
Золотая легенда!
Сообщения: 4488
Зарегистрирован: Вс дек 13, 2009 11:31 pm
Репутация: 0
Откуда: Одесса

Сообщение Белая пантера » Чт сен 09, 2010 3:40 pm

ZZZaya писал(а):в этом возрасте дети еще спят днем
Я за это время пыталась переделать как можно больше дел,пока под ногами никто не путается. :o
Изображение
Каждый мнит себя стратегом,наблюдая бой со стороны.
МУЖЧИНА ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ЖЕНЩИНЕ ТРИ СЛОВА: ЛЮБЛЮ, КУПЛЮ, ПОЕДЕМ!!!

Аватара пользователя
Avenue
Житель форума
Житель форума
Сообщения: 362
Зарегистрирован: Сб авг 28, 2010 11:20 pm
Репутация: 0

Сообщение Avenue » Чт сен 09, 2010 3:47 pm

Белая пантера, а чем ваш ребенок интересовался?


может сидеть дома в четырех стенах как раз не для него??? :)

Добавлено спустя 1 минуту 55 секунд:

ну можно же нарядить резиновые сапоги и пойти измерить лужи???
я часть того, во что я верю...

*в прошлом ZZZaya*

Аватара пользователя
Eliber
Новичок
Новичок
Сообщения: 96
Зарегистрирован: Вс сен 05, 2010 11:07 am
Репутация: 0

Сообщение Eliber » Чт сен 09, 2010 3:50 pm

Белая пантера писал(а):ZZZaya, я как раз автора очень хорошо понимаю.Когда ребенок с тобой 25 часов в сутки,хочется хоть пол-часа времени посвятить себе.Это ни в коем случае не говорит о том,что она мало времени уделяет ребенку или хочет от него отделаться. Smile
Спасибо. Совершенно верно мня поняли.
ZZZaya писал(а):Белая пантера, согласна Smile в этом возрасте дети еще спят днем Pardon
А дел сколько за день накапливается? С ребенком по любому всего не переделаешь - ему иногда страх как неохота сидеть с мамой на кухне или помогать убираться))) Вот только что ребенок мой проснулся, а я даже за время его сна не успела на форум забежать - почитать, сейчас пока муж собирается и малыш ему помогает - есть время. Каких-то пять минут :D


Но вопрос то не в этом - вопрос в том, чем занять непоседу, если ему ни книжечки ни расскрасочки не нравятся?

И спасибо всем большое за советы!!! girl_love


Добавлено спустя 2 минуты 5 секунд:
ZZZaya писал(а):может сидеть дома в четырех стенах как раз не для него??? Smile

Добавлено спустя 1 минуту 55 секунд:

ну можно же нарядить резиновые сапоги и пойти измерить лужи???
Ну так а я о чем? ОН не может сидеть на месте, но и на улицу будет невозможно выйти если затяжные проливные... По лужам сильно не напрыгаешься)))

Аватара пользователя
Avenue
Житель форума
Житель форума
Сообщения: 362
Зарегистрирован: Сб авг 28, 2010 11:20 pm
Репутация: 0

Сообщение Avenue » Чт сен 09, 2010 3:51 pm

Eliber, ок, а что в умных книгах пишут?
я часть того, во что я верю...

*в прошлом ZZZaya*

Аватара пользователя
Белая пантера
Золотая легенда!
Золотая легенда!
Сообщения: 4488
Зарегистрирован: Вс дек 13, 2009 11:31 pm
Репутация: 0
Откуда: Одесса

Сообщение Белая пантера » Чт сен 09, 2010 3:56 pm

ZZZaya писал(а):, а чем ваш ребенок интересовался?
Я уже писала,он тоже долго не мог одним делом заниматься,то в машинки поиграет,потом пораскрашивает,мы и на улицу выходили,и к соседке,он там с ее ребенком играл.Да и я с ним и в прятки и в догонялки играла,и мультики включала,но времени на себя категорически не хватало,только когда он пешел в детский сад,я взяла в руки книжку. :)
Изображение
Каждый мнит себя стратегом,наблюдая бой со стороны.
МУЖЧИНА ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ЖЕНЩИНЕ ТРИ СЛОВА: ЛЮБЛЮ, КУПЛЮ, ПОЕДЕМ!!!

Аватара пользователя
Вишенка
Зрелая ягодка
Зрелая ягодка
Сообщения: 2253
Зарегистрирован: Сб ноя 01, 2008 7:49 pm
Репутация: 0
Откуда: Севернее Киева. Гораздо севернее...

Сообщение Вишенка » Сб сен 11, 2010 9:47 am

Eliber, http://nkozlov.ru/library/s318/d2589/ - здесь выложена очень интересная книга о занятиях для ребека. Форума там нет, думаю модераторыне будут удалаять эту ссылку :) Лично я много почерпнула оттуда для себя.

Вот еще советы от мамочек, они у меня собраны с разных сайтов и книжек

…ОТ ДВУХ ЛЕТ

- Рисование. Попробуем раскрасить серое ненастье яркими красками!

«Веселый поезд. Нарисуйте на листе бумаги паровозик. Теперь начнем пририсовывать к паровозику вагончики, а в окошках по очереди с малышом изображать пассажиров. Может быть, в поезде едет вся ваша семья (и не забудьте про кошку, хомячка или попугайчика), или же это герои любимых сказок и мультфильмов – Чебурашка с Крокодилом Геной или симпатичные смешарики? Главное, чтобы всем им было весело, а вокруг, на зеленых лугах, цвели яркие цветы и порхали разноцветные бабочки.

Строим город. Если у вас найдется большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где "будет заложен город". Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте вместе с малышом к "строительству" своего собственного города. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Возможно, все будет самое обыкновенное и привычное, или наоборот - удивительное и сказочное? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Как же без них? Такая "рисовальная" игра хороша и тем, что играть в нее можно не один день. Надоело рисовать - свернули бумагу в рулон и убрали подальше. Зато через некоторое время интерес малыша разгорится с новой силой. А рисовать можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду, в общем, все, что в данный момент волнует и интересует маленького художника. А на большом листе да при мамином участии его фантазия и художественные способности раскроются в полной мере!

Яркое окошко. А еще можно порисовать на оконных стеклах обычной гуашью. Это тоже здорово поднимает настроение. Ведь можно раскрасить унылый денек в яркие цвета и любоваться из окна своим творением…»

- Сидячий футбол. Два или более игрока садятся друг напротив друга, расставив широко ноги, и катают руками небольшой мячик. Можно радостно кричать «Го-о-ол!»

- Сортируем предметы. Различные предметы, игрушки сортируем по цвету, форме, мягкости-твердости и пр.

- Башня. Из коробочек, кубиков или пластиковых стаканчиков строим башню. С некоторого расстояния пытаемся ее разрушить маленьким мячиком или теннисным шариком.

- Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой.

- Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным шариком или небольшим мячиком.

- Маленький водитель. Рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда разметка готова, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой.
Карты - тоже игра...…

ОТ ТРЕХ ЛЕТ.

- Волшебный мешочек. В небольшой мешочек (или наволочку) положите несколько детских игрушек, сильно отличающихся по форме, скажем, кубик, резиновый мишка и кольцо от пирамидки. Малыш, не заглядывая в мешочек, запускает в него руку и на ощупь определяет, какую из игрушек он взял. Только после этого можно вытаскивать руку с игрушкой. Игрушки можно заменять овощами, фруктами, геометрическими фигурками.

- Коллаж. Найдем несколько старых ненужных журналов или каталогов. Вырежем понравившиеся картинки, сочиним с ними историю. Наклеим картинки в сюжетном порядке в тонкую тетрадь, а мама крупными буквами сделает подписи к картинкам.

- Рисование на бумажных тарелках. Их можно расписать орнаментом или даже изобразить пейзажи и натюрморты. А почему бы не сделать галерею «тарелочных» портретов? Заодно можно рассказать, как в прошлые века семейными портретами украшались стены знатных домов. Или познакомьте малыша с понятием генеалогического древа. Тогда портреты родителей размещаем под портретами бабушек-дедушек, братьев и сестер – на одной линии и т.п.

- Прятки. В эту игру можно играть даже в малогабаритной квартире. Всегда найдется, где спрятаться, и дети сделают это с легкостью. Играть в прятки дома любят не только 2-3 летние крохи, но даже подростки. Конечно, маме придется подыграть детям, "не находя" их какое-то время. И не забудьте разучить приговорку: "Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать! Кто не спрятался - я не виноват!"

- Веселая ладошка. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. Можно изобразить мордашку с торчащими вверх волосами. :)

- Канатоходец. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходцы, по самому краешку ковра.

- Змейка. Если все члены семьи в сборе и габариты квартиры позволяют, держим друг друга за талию и «змейкой» бегаем по квартире. Предварительно можно расставить по комнатам стулья и др. предметы в произвольном порядке, чтобы можно было их оббегать. Задача игроков – не расцепиться, не порвать змейку.

- Клякса. Брызнуть краской на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. На что похож получившийся отпечаток? Дорисуйте картинку.

- Свойства магнита. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу - монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. Заодно рассказываем про его свойства.

- Бег с «яйцом». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке.

- «Альбом с фотографиями. Малышей очень интересует вопрос: "А что было, когда меня еще не было?" Вот и расскажите ребенку об этом с помощью фотографий, сделанных до его рождения: "Вот я в детском саду («Как, мама, ты разве тоже ходила в детский сад?»), вот я вместе со школьными друзьями. Это я учусь в институте. А вот наша с папой свадьба. А здесь мы на море, а ты - у мамы в животике, еще совсем маленький". Для крохи это будет самая интересная история - история его семьи. Куда более захватывающая, чем самые волшебные сказки…

- В какой руке? Возьмите какой-нибудь небольшой предмет, конфету или маленькую игрушку и спрячьте за спину. Спросите у ребенка, в какой руке игрушка. Если малыш угадал - его очередь прятать. Эта игра поможет закрепить понятия "право-лево". Для этого нужно, чтобы кроха не просто показывал на руку, а называл ее: "в правой руке", "в левой руке"…»

Переносной кукольный театр

Потратьте немного времени и усилий на его создание и вы получите универсальное средство борьбы со скукой в любой ситуации, будь то затянувшийся дождик или очередь в поликлинике.
Вам понадобиться плоская коробка из плотного картона с откидывающейся крышкой (в таких коробках, например, продают комплектующие для компьютеров). Эта коробка будет одновременно и театром, и хранилищем.
На внутреннюю поверхность крышки приклеиваете кусок однотонного бархата (любой другой ворсистой ткани) или бархатную бумагу. «Сцена» готова.
Остается подобрать персонажей будущих спектаклей – можно купить специально для этой цели созданные книги (я использовала для начала как раз такую), можно нарисовать, можно вырезать фигурки из старых журналов (так у нас появились, например, леший и колдунья). Фигурки ламинируем или обклеиваем скотчем, на обратной стороне каждой наклеиваем небольшие кусочки бархатной бумаги. Так же изготавливаем декорации. И получаем компактный кукольный театр, основанный на принципе фланелеграфа - фигурки будут держаться на бархатистой поверхности и их можно легко перемещать по ходу действия. Давать представление можно практически в любых условиях, ведь коробка легко помещается на коленях и реквизит всегда под рукой.
Кроме того, такой театр обязательно привлечет внимание не только вашего ребенка. Так что будьте готовы к тому, что с вами захотят подружиться.
Персонажей и декорации желательно разложить по конвертам (отлично подойдут прозрачные конверты для компакт-дисков), чтобы можно было легко найти героев каждого спектакля. Коллекцию можно время от времени пополнять, учитывая возраст и меняющиеся вкусы юного зрителя, который, впрочем, вскоре сможет стать и кукловодом, и режиссером, а, может быть, и автором новых пьес!

Переносная обучающая папка

Идея простая и очень интересная. Для ее воплощения вам прежде всего понадобятся плотная папка с арочным механизмом (корешок 3-5 см), плотный картон формата А 4 (белый и цветной), липучка, супер-клей, скотч. Наполнение папки зависит исключительно от вашей фантазии и того учебного материала, который вы на данный момент осваиваете или планируете освоить.

Например, игра «Грибы» выглядит так: на развороте папки - огромная фотография леса (из старого журнала), и под деревьями «растут» (а на самом деле держаться на липучке) вырезанные из пособия грибы, каждый на обороте подписан. Корзинку я тоже вырезала и снабдила карманом, чтобы в нее действительно можно было положить грибы (она хранится в этой же папке, в мультифоре). А дальше – «идем» по лесу и «собираем» грибы. Через несколько занятий ребенок запомнит и названия грибов, и нехитрую классификацию «съедобные- несъедобные».
Вы можете сделать такую игру сами, подобрав картинку с лесным пейзажем и изображения грибов (например, из старого учебника по природоведению). Липучки приклеиваете на супер – клей (вместо липучки можно использовать кусочки бархатной бумаги)
В той же папке у нас есть аквариум, и отдельно - рыбки, улитки и ракушка. При помощи тех же липучек размещаем их в аквариуме. Попутно запоминаем названия основных аквариумных рыбок (гуппи, скалярия, и т.д.), осваиваем понятия «выше», «ниже», «слева», «справа», и т.д.
А еще там живет клоун Рома, который вечно все путает и смешивает, а разобраться сам не может. А мы помогаем ему разложить овощи, фрукты и ягоды по отдельным маленьким кармашкам из одного большого (вот вам и пособие по классификации предметов)
На следующей странице подбираем к каждому из изображенных деревьев его листья и плоды (пособие также легко сделать на основе иллюстраций из школьного учебника по природоведению или ботанике). В итоге узнаем названия деревьев, запоминаем форму листьев и плодов (лучше подобрать изображения деревьев, растущих в вашей местности, чтобы иметь возможность применить знания на практике).
Изображение
Налью себе пахучий, сладкий кофе и капельку добавлю коньячку...Достану из заначки шоколадку, и тихо себе нервы подлечу...

Аватара пользователя
Eliber
Новичок
Новичок
Сообщения: 96
Зарегистрирован: Вс сен 05, 2010 11:07 am
Репутация: 0

Сообщение Eliber » Сб сен 11, 2010 12:43 pm

Вишенка, спасибо больше!!!

Аватара пользователя
Вишенка
Зрелая ягодка
Зрелая ягодка
Сообщения: 2253
Зарегистрирован: Сб ноя 01, 2008 7:49 pm
Репутация: 0
Откуда: Севернее Киева. Гораздо севернее...

Сообщение Вишенка » Сб сен 11, 2010 6:36 pm

Eliber, да лишь бы на пользу! :)
Изображение
Налью себе пахучий, сладкий кофе и капельку добавлю коньячку...Достану из заначки шоколадку, и тихо себе нервы подлечу...

Ответить

Вернуться в «Малыши от рождения до трех лет»